Омская Губерния
Министерство региональной безопасности Омской области

Список ОИВ > Министерство региональной безопасности Омской области > Региональный надзор в области чрезвычайных ситуаций

Возможные мероприятия по устранению типовых и массовых нарушений обязательных требований

Создание резерва финансовых ресурсов
для ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС)


Вопросы создания, хранения, использования и восполнения резервов финансовых ресурсов, образуемых для ликвидации ЧС в организации содержатся в ряде нормативных правовых, руководящих и методических документов.
В частности, требования предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 28 февраля 2003 года № 105 "Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения".
Вместе с тем, определенные размеры финансового резерва и способы его формирования нормативно-правовыми актами не установлены.
Обобщая их требования, можно прийти к заключению, что организации при формировании финансового резерва для ликвидации возможных ЧС, необходимо руководствоваться следующим:
- необходимостью его создания;
- самостоятельным определением его размера и способа создания (собственными ресурсами, ресурсами страховой компании или банковскими);
- принципами заблаговременности создания, целевой направленности, возможности оперативного привлечения и своевременного восполнения резерва после его использования.
Вследствие этого, целесообразным представляется формирование финансового резерва организации для ликвидации ЧС одним из следующих способов:
1.    Выделением на отдельном расчетном счете организации собственных денежных средств.
При выборе этого способа документами, подтверждающими наличие сформированного финансового резерва, будет являться приказ организации о создании резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий ЧС и справка из банка о наличии соответствующей суммы на расчетном счету организации.
Документы организации, подтверждающие создание резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий, считаются надлежащими доказательствами, если они подтверждают наличие сформированного резерва, а не только намерение создать такой резерв.
Отсутствие приказа о создании резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий являются нарушением требований нормативно-правовых актов. А средства, формирующие финансовые резервы должны находиться на счетах организации и могут быть использованы по назначению только в результате произошедшей ЧС.
2.    Заключением договора страхования расходов на ликвидацию ЧС.
Разъяснения относительно применения механизма страхования при формировании финансового резерва организации содержатся в Письме МЧС России от 15 января 2015 года № 7-2-59 "О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Этот вид страхования не стоит путать со страхованием гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, которое обязательно для эксплуатирующих их организаций.
При страховании расходов на ликвидацию ЧС путем заключения договора страхования важно отметить, что размер финансового резерва будет определен не самой организацией, а страховой компанией на основании методики по расчету страховых сумм при страховании расходов предприятий на ликвидацию и локализацию ЧС.
Страховой полис и договор страхования дополнят приказ организации о создании финансового резерва для ликвидации ЧС при документальном подтверждении формирования резерва.
3. Заключением договора банковской гарантии.
Этот способ мало регламентирован на законодательном уровне и редко используется на практике.
Так, исходя из письма МЧС России от 15 января 2015 года № 7-2-59
"О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций", в качестве документов, подтверждающих сформированный финансовый резерв организации, могут быть указаны:
- приказ организации о создании финансового резерва для ликвидации ЧС;
- справка-подтверждение банка о размещении финансового резерва, безотзывная банковская гарантия, страховой полис.
Способ формирования финансового резерва для ликвидации последствий ЧС каждое юридическое лицо определяет самостоятельно.


Формирование материальных ресурсов
для ликвидации чрезвычайных ситуаций


Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года № 1340. Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.
Частичное отсутствие материальных ресурсов и несоответствие их фактического наличия утвержденной номенклатуре, в частности, запасов продовольствия и других товаров, работ, услуг, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, хозяйствующий субъект может устранить, используя положения федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Федеральный закон № 44-ФЗ) без дополнительных финансовых расходов.
В частности, статьей 80 Федерального закона № 44-ФЗ для Госзаказчиков, финансируемым из соответствующих бюджетов, определен порядок подачи заявок на участие в предварительном отборе участников закупки, проведение предварительного отбора участников закупки, по результатам которого составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.
Таким образом, хозяйствующий субъект, не претерпевая дополнительных финансовых затрат, а только произведя предварительный отбор с запросом котировок в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ, имеет возможность обеспечить исполнение обязательных требований в части создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


О передаче отдельных полномочий органами местного самоуправления


В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения городского поселения, муниципального района и городского округа.
Условия и требования непосредственной организации и осуществления указанных мероприятий регулируется законодательными и иными подзаконными нормативными правовыми актами, базовыми из которых являются федеральные законы от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 26 ноября 2007 года № 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации".
К основополагающим мероприятиям в области защиты населения и территорий муниципального образования от чрезвычайных ситуаций, в том числе относятся создание органами местного самоуправления соответствующих:
- координационных органов – комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
- постоянно действующих органов управления – органы (работники), специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- органов повседневного управления – единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
- сил и средств, резервов финансовых и материальных ресурсов, систем связи и оповещения, систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и т.д.
Таким образом, на органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов и городского округа возлагается идентичный объем полномочий в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера реализуемый в пределах территории соответствующего муниципального образования.
Вместе с тем, анализ материалов, представляемых в ходе проведения плановых проверок, позволяет сделать вывод о реализации указанных полномочий органами местного самоуправления городских поселений в ненадлежащем объеме: отсутствии органов управления (КЧС, ЕДДС), документов планирования, сил и средств, запасов и т.д.
Согласно Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
На основании, изложенного рекомендуется обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления городского поселения по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем непосредственного исполнения или заключения соответствующих соглашений между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления городских поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
 

версия для печати